Экзамены: взгляд с другой стороны прицела

Иван Мелешко
По результатам очередной сессии убедился, что из года в год студенты повторяют одни и те же ошибки, и не верят советам преподавателей, которые пытаются их предостеречь. Боюсь, что и эта заметка будет проигнорирована, но вдруг кому-то это поможет?

Сразу оговорюсь: я описываю практику, сложившуюся на экзаменах по конкретному предмету, в конкретном ВУЗе в 2014 году. Так что следовать моим советам вы будете на свой страх и риск.
Начнем с психологии и физиологии. Самый главный враг студент на экзамене – он сам. Стрессовое состояние, в которое он себя загоняет, предназначено природой для реакции на критическую ситуацию: адреналин хлещет, сердце колотится, реакция обострена до предела - полная готовность бить или бежать. Только вот интеллектуальные способности в таком состоянии притупляются. А еще организм не может долго поддерживать такой режим работы и через пару часов снижает активность до минимума. Что приходится как раз на момент, когда нужно отвечать. Отсюда первая моя рекомендация: постарайтесь сохранять спокойствие.
ek1

Помните, что преподаватель в этом вопросе на вашей стороне. Доведший себя до истерики студент, не способный написать свою фамилию, на экзамене никому не нужен. Опытный экзаменатор чувствует такую ситуацию заранее и постарается разрядить обстановку, успокоить, навести на правильные мысли. Регулярно наблюдаю ситуацию, когда двоечник, которому наплевать на результат, сдает экзамен увереннее, чем накрутивший себя отличник.
Для того, чтобы изложить все, что знаешь, на бумаге и решить задачу сорока пяти минут более чем достаточно. Я всегда даю на подготовку не менее часа. В этот интервал экзаменуемый максимально собран и сосредоточен. Потом концентрация неизбежно падает, так как стресс быстро истощает нашу внутреннюю батарейку. В интервале от часа до двух от начала экзамена, студент может уверенно отвечать на вопросы, которые подготовил до этого, но новое написать уже не в состояние. В течение следующего часа нарастание усталости становится заметным. Простые дополнительные вопросы вызывают затруднения, появляются ошибки и оговорки, требуется время на переключение между вопросами. Через три часа экзамена студент превращается в жалкое существо, находящееся на гране обморока. В лучшей ситуации оказываются отличники, которые написав все, что требуется, тихо дремлют, ожидая ответа. Те же, кто затягивает экзамен, надеясь на то, что что-то вспомнят или удастся получить подсказку, как правило только ухудшают свой результат. Кстати, напряженное ожидание в коридоре тоже изрядно утомляет.
И, кстати, если вы чувствуете, что заболели, то не идите на экзамен. Медицинские справки придуманы именно для этого, а не для покупки отмазок задним числом. Каждый год находится герой, пытающийся сдать экзамен с температурой или дикой головной болью. Ни к чему хорошему это не приводит, подтверждено собственным печальным опытом. Если вы поняли, что больны утром или даже смогли доехать до института, но силы вас оставили – сообщите об этом по телефону или через одногрупников. Вам охотно пойдут на встречу. Но взяв билет и начав отвечать, вы закрываете себе путь отступления.
ek2
Посмотрим, какие приемы помогут лучше сдать экзамен. Основных задач у нас две: максимально сохранить бодрость и спокойствие и грамотно распорядиться своим временем. Самый банальный, но на мой взгляд, важный совет: сходите перед экзаменом в туалет. Терпеть, а потом отпрашиваться – только создавать себе лишнюю причину для волнения. Если на улице жарко, а экзамен предстоит тяжелый, возьмите с собой бутылочку воды. Если не удалось сесть в аудиторию сразу, не подпирайте с унылым видом стену в коридоре. Прикиньте, когда до вас дойдет очередь и отправляйтесь готовится в какое-нибудь удобное место. Если ожидание затягивается, то стоит сходить пообедать. Знаний это не добавит, но хоть настроение улучшит.
Я, будучи студентом, использовал такую тактику: накануне готовился без особого фанатизма и рано ложился спать. Утром вставал очень рано и ехал в институт, где садился в свободную аудиторию и готовился. На экзамен шел во второй его половине.
Итак, вы вошли в аудиторию и получили билет. Прочитайте его внимательно целиком. Вам нужно убедиться, что вы понимаете, о чем вас спрашивают в каждом вопросе. Если есть сомнения, лучше спросить сразу. Куда хуже, если после часа сидения вы поймете, что писали не о том. Если все ясно – приступайте к ответу. Учтите, что больше всего вы можете себе навредить, не пропустив что-то второстепенное, а написав такую глупость, после которой преподаватель вынужден будет поставить вам двойку. Так что мой вам совет: не пишите лишнего. Тем более что у экзаменатора нет возможности читать несколько страниц исписанных мелким, малоразборчивым подчерком. На листе должно быть ровно то, о чем спрашивалось в билете.
После того, как вы написали то, что знаете, здраво оцените то, что осталось. Если вы видите пути, как можно это получить (например, забыли формулу, но примерно представляете, как ее можно вывести) продолжайте работать. Если единственная надежда — это чесать затылок, пока не вспомнишь, то с подготовкой надо заканчивать. Вы только зря потратите силы на бесплодные попытки. Если все совсем плохо, мысли путаются, и вы явно отвечаете хуже, чем могли бы, могу посоветовать подойти к преподавателю, объяснить ситуацию и попросить навести на мысль.
Билет написан, к экзаменатору очередь, у вас появляется свободное время. Как им лучше распорядиться? Самый бездарный вариант – начать болтать и заниматься посторонними делами. Ваш мозг, почувствовав, что с него сняли нагрузку, начнет освобождать краткосрочную память от всего «лишнего». И это будет все то, что вы с таким трудом собрали и выстроили в своей голове при подготовке. Но и накручивать себя попытками вспомнить то, что не знал, но забыл не стоит. Лучше продолжать заниматься подготовкой, но в облегченном режиме. Например, внимательно просмотреть билет, и убедиться, что вы ответили на все вопросы и сделали все, что явно было указано сделать. Обычно каждый четвертый студент упускает какой-нибудь мелкий пункт.
Меня удивляет, почему студенты отказались от тактики, которая была популярна в годы моей учебы: Сесть прямо перед экзаменатором и внимательно слушать, что он спрашивает и что ему отвечают. Как минимум, вы будете знать, какие ответы заведомо неправильные.
Есть анекдот про студента, который, выучив тему про мышей, отвечал по билету о слонах “Слоны живут в Африке, и они большие. А у их ног бегают маленькие мышки. Так вот, о мышах…” Как это не удивительно, но такая тактика имеет смысл. Если какую-то тему вы знаете очень хорошо: сталкивались с подобными вопросами вне учебы, читали специальную литературу или в курсе последних новостей, то не скрывайте этого от экзаменатора. Скорее всего, он предпочтет спросить вас именно по ней.
ek3
Давайте поговорим о списывании. Когда я только начинал, мне, по наивности, казалось, что на экзамене нужно разрешать любые материалы. Ведь в реальной жизни инженер имеет доступ к справочной литературе, и умение пользоваться ей важное профессиональное качество. Увы, реальность оказалась суровой. Зная, что на экзамене можно будет пользоваться учебниками, студенты плюнули на подготовку вообще. Столкнувшись с вопросами, ответы на которые нельзя было просто переписать, они пытались за время экзамена прочитать и понять материал целиком. Ни к чему хорошему это не приводило: даже после шестичасового сидения над билетом студент был уверен, что ему не хватило чуть-чуть времени. С тех пор я стал в этом вопросе консерватором – никаких учебников, никаких конспектов.
Вообще, написание шпаргалок дело хорошее. По сути, это творческая переработка конспектов с учетом особенностей восприятия конкретного студента. Но это в том случае, если делать шпаргалки самому. В чужих же могут делаться акценты не на тех вопросах, да и разобрать их сложно. И уж самый неудачный вариант – шпаргалки в виде уменьшенных конспектов. Они избыточны, в них легко запутаться и сложно найти нужный вопрос. К сожалению, качество шпор год от года падает. Особенно меня раздражает готовый комплект ответов на билеты, гуляющий в интернете. Насколько мне известно, его делал какой-то двоечник перед очередной пересдачей, и умудрился допустить там просто фантастическое количество ошибок. Так что делать шпаргалки надо, а вот пользоваться ими не стоит. Почему? Давайте разберем.
Во-первых, списывание на экзамене очень заметно. По понятным причинам, я не могу принести на экзамен камеру и сделать ролик, показывающий это. Но прошу поверить на слово – все обстоит именно так. И то, что экзаменатор не всегда делает замечание, не означает, что он это не видит. А раз видит, то заранее составляет себе мнение о студенте. Не самое лучшее. Но даже если само списывание и не было замечено, даже беглого взгляда на ответ достаточно, чтобы понять, насколько она самостоятельная.
Во-вторых, экзаменатор знает, что написано в учебнике, а также то, чего в нем точно нет. А потому всегда может задать вопрос так, что без минимального понимания на него не ответить. И вместо того, чтобы гадать, списывал студент или нет, ему проще задавать такие вопросы всегда.
Но самая главная проблема списывания заключается в ложной уверенности, которую оно дает. Вместо подготовки время тратится на нарезку распечаток и заливку в часы с телефонами сканов учебников. На самом экзамене вместо попыток разобраться, пусть и с помощью шпаргалки, с вопросом, все сводится к тщательному перерисовыванию буковок и значочков. Покрыв лист этой тайнописью вы, уверенные в себе, идете отвечать. Хотите знать, что вас ждет? Я каждый раз рассказываю об этом студентам, но они почему-то не верят. До момента, пока не будет слишком поздно.
Итак, неполный список коварных приемов:

  • Перевернуть листок другой стороной и попросить повторить основные формулы и утверждения из ответа.
  • Попросить указать, какой график какой, а также указать, что это за параметры отложены по осям. Если на графике целое семейство зависимостей, то сказать, чем они друг от друга отличаются.
  • Записать зависимость какого-либо параметра от другого. Хитрость в том, что выбирается формула, уже написанная в ответе, но величины указываются не по их буквенным обозначениям, а по полным названиям.
  • Найти в схеме или на графике неправильное обозначение (а при перерисовывании с крошечной, несколько раз пересканированной картинки, нарисованной другим человеком с не самым лучшим почерком ошибки неизбежны) и попросить пояснить, что оно обозначает.

Обычно этого бывает достаточно.
Еще хотелось бы сказать о таком вопросе как помощь товарищей. Спору нет – подсказка отличника может выручить. А если он не уверен? А если это троечник? А если это такой же бедолага, пытающийся на пересдаче ускользнуть от двойки? Не все советы одинаково полезны. Дело в том, что когда мы не уверены в каком-то вопросе, то мысленно помечаем свое мнение что оно достоверно на столько-то. И сравнивая его с другими вариантами, будем учитывать эту пометку. Но при передаче информации другому человеку эта отметка теряется, и к нам она приходит как абсолютно точная. Это приводит к тому, что раз за разом попадаются ответы, где правильный вариант зачеркнут и заменен абсолютной чушью. И чем слабее средний уровень сдающих экзамен, тем чаще такое встречается.

ek4
Хотелось бы прояснить вопрос с апелляцией. Каждый семестр как минимум один студент подает апелляцию на результат экзамена. Обычно начальник курса пытается его от этого отговорить. Тем не менее, апелляция подается и … оценка не меняется. Дело в том, что студенты не понимают, что это такое и после провального, на их взгляд, экзамена, хватаются за последнюю соломинку. Для начала определимся, что апелляция не является вторым шансом продемонстрировать ваши знания по предмету. Это всего лишь формальная процедура, призванная защитить студента от необоснованной придирки преподавателя. Выглядит она так: строго на следующий день после экзамена (да-да, если экзамен был в пятницу, то всем придется ради этого ехать в институт в субботу) должна собраться комиссия из трех преподавателей по этому предмету. Комиссия достает билет, на который отвечал студент, его письменный ответ (именно поэтому на экзамене требуют подписывать листы с ответами) и смотрят, насколько студент наработал. После чего вызывают подавшего апелляцию, и сообщают ему свои выводы. Все. Никаких дополнительных попыток, вопросов, объяснений.
Как показывает мой опыт, обычно апелляцию подают те, кто не справился с задачей или вопросами билета, хорошо отвечал на дополнительные вопросы и получил в итоге «удовлетворительно». Часто это бывает первая тройка в зачетке. Разочарование студента понятно, но хочу обратить внимание: по формальным правилам преподаватель должен поставить в такой ситуации двойку. То, что он продолжил опрос, это уже определенное одолжение. Точно также будут это воспринимать и другие члены комиссии. Не советовал бы я также требовать пересмотра экзамена тем, кто полностью списал свой ответ, но не смог ответить на вопросы. Есть и на таких студентов хитрые способы. Но если вам занизили оценку на экзамене из личной неприязни – смело подавайте апелляцию. Именно для защиты прав студента в таких ситуациях она и была придумана.
ek5
Итак, экзамен пошел не так, как вам бы хотелось. Давайте рассмотрим варианты по мере ухудшения ситуации.
Вы круглый отличник и тройка испортит зачетку? К сожалению, пересдача для улучшения оценки обставлена таким количеством ограничений, что проще считать, что она невозможна. Но если стипендия не принципиальна, то эту проблему можно легко решить: за экзамен ставится двойка, а студент приходит на пересдачу. Как правило, можно договориться, что пересдавать вы будете своему лектору. Лично я с огромным уважением отношусь к студентам, выбравшим такой вариант. Но учтите, что оценка, которая кажется вам такой важной в данный момент, может сильно потерять в привлекательности, когда вместо отдыха придется готовиться к экзамену. Бывало, что на переэкзаменовке такие студенты еле-еле вытягивали на тройку.
Первая двойка, и вы не знаете, что делать? В этом случае назначается переэкзаменовка. Их может быть несколько, но общее число ограничено. Назначаются они строго на время хвостовой сессии. Для сдачи экзамена обязательно нужно иметь допуск. Без него преподавателю просто некуда поставить вам оценку. К сожалению, каждый раз находится студент, для которого это новость. И совсем не факт, что в этот момент в деканате окажется человек, который может этот допуск вам оформить. Так что очень советую решить этот вопрос заранее. Еще одной частой ошибкой является предположение, что на пересдаче преподаватель соберет зачетки, тяжело вздохнет, и проставит всем тройки. Не буду отрицать – такое бывает. Но не на нашем предмете, и уж точно не на моем экзамене. Все происходит точно так же, как и на основном экзамене, и точно также ставятся двойки. Как и пятерки, впрочем. Что могу посоветовать в этой ситуации: при планировании отдыха и дальних поездок закладывайте в планы необходимости присутствовать несколько дней во время хвостовой сессии. Пара дней ничего не решает, а вот случаи, когда из-за экзамена студентам приходилось менять планы в день вылета, не так уж и редки. Еще хотел бы напомнить, что к пересдаче нужно готовиться, и готовиться основательно. Особенно это касается тех, у кого пересдача будет в августе. За лето вы забудете большую часть того, что учили. На мой взгляд, заставить себя открыть учебник нужно не позднее, чем за неделю до экзамена. День-другой потребуется просто на то, чтобы в голове восстановилось, что именно нужно готовить.
Это была последняя двойка, и теперь вас точно отчислят? Обычно такое происходит не просто так, а является закономерным итогом долгого пути. И ум здесь чаще всего не при чем. Вам нужно решить для себя, действительно ли вы хотите получить высшее образование, и если да, то тот ли ВУЗ вы выбрали. Поверьте, если кто не верит в важность высшего образования, так это преподаватели. Так что может оно того не стоит? Если же вы уверены, что этот путь ваш, то нужно бороться. Для этого нужно изучить врага, то есть процедуру отчисления, перевода и приема. Обычно в ней хватает лазеек, позволяющих упорному человеку продолжить учебу. Но вот кто вам точно не советчик, так это преподаватель. И дело даже не в том, что он не хочет выдавать секреты. Просто внутренние правила и их толкования постоянно меняются и интересны только работающим в деканате. Устаревшая же информация скорее навредит, чем поможет.

Это далеко не все вопросы, о которых стоило бы написать. Но заметка стала слишком длинной, а работа над ней затянулась. Надеюсь еще вернуться к этой теме. Удачи на экзаменах!

Запись опубликована в рубрике обучение, статьи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий